Город воинов
(Псков, март 2008)

Началось все, как обычно, совершенно спонтанно. Мне ударило в голову — хочу в Псков. Сказано - сделано, главное не задумываться. Если начинаю задумываться, то все, пиши пропало, найдется масса причин не ехать.

Наталья с Сергеем тоже странным образом быстро решили что едут. Наверное звезды были не против нашей поездки, потому что нашлись и деньги, и гостиница,  и билеты на поезд были куплены без проблем.

7 марта. Витебский вокзал. 20-02 Поезд Санкт-Петербург — Вильнюс.

Впечатления самые благоприятные, я бы даже сказала — умилительные. Вроде обычный плацкарт, но мягкие сидения обиты яркой тряпочкой «под плюш», проводница с очаровательным акцентом после каждой фразы говорит «спасибо» и/или «пожалуйста», чистенько, все работает, чай дают в одноразовых стаканчиках с крышечкой (!).

8 марта. В 0.46 мы вышли в Пскове. Тут я вспомнила, что забыла купить карту, ну и адреса гостиницы тоже не помню, только название  «Ольгинская» и что-то про вид на Кремль. Кир проявил ангельское терпение и мягко меня пожурил. Спросил у милиции как пройти к Кремлю. Милиция решительно, вежливо и подробно отправила нас куда надо.

За двадцать минут мы добежали до центра, нашли гостиницу и, как ни странно, она  все-таки оказалась с видом на Кремль через р. Великая. (1440 р / двухместный номер с удобствами)

Утро нас порадовало ярким солнцем, капелью и чириканьем воробьев за окном. Самое что ни на есть классическое восьмомартовское утро.

Встретили вторую половину нашей компании: Наталью с Сергеем, позавтракали в гостинице, обсудили планы. Планов было громадье и, самое удивительное, почти все планы мы  воплотили в жизнь. К вопросу о том как важно путешествовать в правильной компании!

Экскурсия по Кремлю в исполнении очаровательной бабушки-экскурсовода (400 рублей с группы) мне понравилась, хотя Наталья, кажется, осталась не слишком довольна, так как сбить бабушку с десятилетиями затверженного текста ей не удалось. Бабушка забавно и  с профессиональной ловкостью обходила практически все наши вопросы. Но смотреть Кремль без экскурсии, на мой взгляд, бессмысленно.

По совету той же бабушки мы, воспользовавшись общественным транспортом, добрались до Снетогорского монастыря. Пошлявшись там, мы обнаружили, что смотреть не на что, кроме руин колокольни 12 века (была разобрана в 20-е  годы, простояв 800 лет, ирония судьбы). Вернулись в город дабы подкрепить угасающие силы и, по совету кондуктора, зашли в «Город N». Вы можете представить себе ситуацию, когда кондуктор в автобусе, по собственной инициативе, рекомендует вам кафе? А вот, бывает.  Кафе оказалось весьма приличным и популярным.

Общепит в Пскове вообще порадовал. Не дешево, но вкусно и культурно, во всех кафе блюда подают на сервировочной тарелке, это меня ужасно удивило. Уровень цен примерно питерский, народу везде много, может быть потому, что плотность кафе явно ниже, чем в больших городах.

Затем мы составили маршрут так, чтобы посмотрев наибольшее количество церквей, попасть в Поганкины палаты. Увы, музей, по случаю 8 марта, оказался закрыт, но мы не огорчились и тут же составили еще один маршрут до Мирожского монастыря. Плотность памятников старины  в пределах пятой крепостной стены  такова, что частота их возникновения в поле зрения составляет от 30 секунд  до 10 минут. Все в очень хорошем состоянии, многие церкви — действующие. Я  принципиально заходила во все,  и, хотя совершенно не умею себя вести в храме, никто на меня ни разу не цыкнул и косо не посмотрел (в отличии от той же Твери, например).

В Мирожском монастыре музей тоже оказался закрыт и фрески 12 века нам посмотреть не удалось. Некий гражданин в кассе жизнерадостно сообщил, что сегодня все музеи для женщин бесплатны. Бесплатны, но закрыты. Очень удобно.

Смеркалось, мы усталые, но не сдавшиеся, еще покружили по улицам, пока совсем не стемнело. Последним мы посмотрели храм Николая  Чудотворца и вот там-то меня  и проняло. Изнутри храм выглядит намного более высоким, чем снаружи, то есть он ушел в землю (по разным причинам) на глубину от двух метров и более. Изнутри видны двери в полтора моих роста высотой, а снаружи нет даже намека на них. Мы еще немного походили по улицам, поужинали в ресторане японской кухни и уже совсем без сил отправились в гостинцу.

9 марта.  Встали в 7-30, чтобы успеть взять путевки на экскурсию Изборск-Печоры (400 р./чел.). Пока ждали автобуса, мы с Киром быстренько метнулись и досняли то, что вечером не успели из-за темноты.

В автобусе гид нам объявила, что в Изборске нынче будет народное гуляние по случаю Масленицы. Получилось, что в Печорах мы были всего час и три час в Изборске.

Погода подкачала, было пасмурно и туманно. Солнышко выглянуло только пока мы были в Печорском монастыре. Там вообще удивительно хорошо, даже воинствующий атеист Кир и тот проникся. Место действительно особенное. Монастырь не закрывался даже в годы советской власти и это очень заметно. В большие пещеры мы не попали, а малые меня насмешили: две крохотные комнатушки, толпа народу и гробы местных святых кругом. Ну да ладно. Посещение монастыря всем рекомендую.

Изборская крепость. Еще на подъезде, увидев количество автобусов и машин, мы поняли, что гуляния в формате Широкая Масленица  - это не для нас. Гид быстренько провела нас по крепости и бросила на 3,5 часа получать удовольствие от праздника. Инфраструктура села Изборск с наплывом туристов явно не справлялась. Мы потолклись в толпе по грязи, честно отстояли очередь за шашлыком и  ушли гулять на Словенские ключи и Труворово городище.

На ключах тоже была толпа, но сходить туда все-таки стоило только ради одного — увидеть как взлетает пара лебедей. Это очень красиво!

Экскурсовод утверждала, что в советские времена, с сентября по май им под расписку запрещали водить  экскурсии на Труворово городище из-за того, что тропа на крутом склоне становится опасной и непреодолимой. Этот момент нам не ясен, так как туда, кроме туристической тропы ведет еще и вполне проезжая (и проходимая) дорога.

Городище — высокий известняковый утес с ровной как стол вершиной, насыпной вал и церковь 15 века, очень необычная. Здесь меня проняло во второй раз. Странное ощущение провала во времени, даже не так, провала в безвременье. Всего на несколько секунд не умом понимаешь, а буквально всем существом ощущаешь толщу, отделяющую тебя от тех, кто здесь жил тысячу лет назад и точно также, как и ты сейчас, смотрел далеко вниз, на озеро и реку, на мягкие очертания холмов, на полет лебедей. Но... прискакала шумная группа студентов и все пропало.

Мы побрели обратно до автобуса, удивляясь по дороге торчащим прямо в огородах каменным, явно очень старым, крестам.

К пяти вечера мы были в Пскове. Забросили вещи в камеру хранения, не обошлось без приколов, потому, что все уже устали и слегка тормозили. Но мы мужественно решили осмотреть все, что не успели вчера, и двинулись дальше. Фактически мы видели все, что есть пределах пятой стены,  что-то мы видели издали, к чему-то хочется вернуться еще раз, что-то поснимать. И закончили мы осмотр уже почти в темноте, у устья Псковы, на другом берегу от Кремля. Я очень рекомендую всем, кто поедет в Псков, побывать на этом месте вечером. Оттуда крепость выглядит именно так, как о ней рассказывают — на высокой известняковой скале, с мощными стенами, гордая, неприступная. А над темными стенами парит светлый силуэт Троицкого собора. Я кусала локти, ругая себя за то, что не взяла штатив!

А дальше было не интересно: поужинали в Васаби, проводили ребят на московский поезд, дождались своего поезда.

* * *

А теперь для самых терпеливых  - мои самые общие впечатления. Город небольшой (меньше 200 тыс. жителей), но не производит впечатления заштатной провинции. Улицы ночью освещены, городской транспорт ходит с завидной регулярностью, на улицах чисто. Но это внешне, а внутренне...

Кремлевские башни и крепостная стена вокруг старого города любовно реконструированы, а протяженность стен  - 9 км. Еще...

Мы все отметили, что экскурсоводы, рассказывая о событиях 800-летней давности, говорят «мы». Мы защищали эти стены! Нас ни разу не взяли штурмом! За всем этим даже слышится много внутреннего достоинства и слегка снисходительные нотки: ах, вы из Петерберга (улыбка), пусть столицы живут спокойно, пока стоит Псков, враг не пройдет! Удивительно, что эту гордость воинов псковичи сохранили. Еще...

Вот это — любимая церковь Ивана Грозного, а тут (называется точная дата) останавливалась Софья Палеолог по пути из Константинополя в Москву, а здесь похоронена внучка Александра Невского, а это церковь в честь победы над польским королем Стефаном Баторием, а это — в честь победы под Полоцком. Вот она — живая история...